Особенности написания нон-фикшн
Автор: Эльвира Барякина
Подавляющее большинство книг, выпускаемых в России, — это нон-фикшн.
Нон-фикшн для взрослых бывает следующих видов (для наших целей мы будем подразделять их по темам — как оно делается в книжных магазинах):
• Автобиографии и мемуары;
• Архитектура и искусство;
• Астрология и эзотерика;
• Бизнес и финансы;
• Вооруженные силы;
• Воспитание;
• Дом, сад, огород;
• Здоровье;
• История;
• Карьера;
• Компьютеры;
• Краеведение;
• Любовь. Семейные отношения;
• Мода и красота;
• Музыка, кино, радио;
• Наука;
• Питание и кулинария;
• Подарочные издания;
• Политика и экономика;
• Право;
• Путеводители и тревелоги;
• Религия;
• Саморазвитие и психология;
• Самоучители;
• Сельское хозяйство;
• Словари и энциклопедии;
• Спорт;
• Техника;
• Учебники;
• Философия;
• Хобби;
• Языкознание.
Объем продаж в той или иной категории может зависеть от моды или текущих событий. Например, смерть Майкла Джексона тут же породила спрос на его жизнеописание. А международный успех книги Элизабет Гилберт «Есть. Молиться. Любить» создал повышенный спрос на тревелоги.
Если книга нон-фикшн имеет обширную целевую аудиторию — например, книги по бизнесу или саморазвитию, — то она может продаваться десятками тысяч экземпляров в год.
Узкоспециализированные издания тоже в состоянии приносить автору стабильный доход — если речь идет о нише с низкой конкуренцией. Скажем, далеко не каждому пригодится кулинарная книга для больных раком — но если на рынке нет ничего похожего и данное издание отвечает запросам читателей, то оно будет переиздаваться в течение многих лет.
Особенности написания нон-фикшн
Для начала вам необходимо задуматься: существует ли потребность в книге, которую вы хотите написать? Есть ли подобные книги на рынке? Если да — то чем новое произведение будет лучше? Если подобных книг нет — может, на них нет и спроса?
Протестируйте идею в Интернете: напишите несколько статей на вашу тему и разместите их на подходящих сайтах. Если публика отнесется к ним с интересом, значит, вы на правильном пути. Проверьте частоту запросов по ключевым словам в Яндексе — как часто люди ищут информацию по вашей теме?
Если востребованность темы очевидна, обозначьте проблему, которую вы собираетесь решить в своей книге. Это может быть как совершенно новая точка зрения, так и более детальное изучение прежних концепций. Удостоверьтесь, что на рынке нет книг, которые предлагают решение, аналогичное вашему.
Следующий этап — оценка писательской квалификации. Если вы никогда не писали книг, не имеете опыта в журналистике или хотя бы в составлении служебных записок, велик шанс, что вам придется потренироваться, прежде чем браться за рукопись. Статьи раздела "Литературная мастерская" помогут вам в этом. Если на тренировки нет времени, наймите редактора, который сможет «причесать» ваш текст.
Особенность рынка нон-фикшн заключается в том, что нередко автор может сначала написать план и первую главу, договориться с издательством о публикации, а потом уже приступить к работе над книгой. Разумеется, для этого необходимо соблюдение важных условий:
• автор является признанным экспертом по своей теме;
• на рынке существует незаполненная ниша;
• план книги, предоставленный авторам, выглядит впечатляюще;
• первая глава хорошо написана.
Большим подспорьем будет сайт или блог, на который часто заглядывают представители целевой аудитории. Если издатели увидят, что у книги есть готовая клиентская база, это сразу повысит шансы на предварительное заключние договора. Однако авторам-новичкам, у которых пока не наработан послужной список, все-таки придется написать книгу целиком, прежде чем издательство пойдет с ними на переговоры. Понятное дело, что профессор с регалиями и юная студентка находятся не в равных условиях.
План и первый черновик нон-фикшн
План книги нон-фикшн обычно выглядит так:
Пункт плана - Пояснения
Об авторе Объясняется, что за человек написал данную книгу и почему к его словам надо прислушиваться.
Введение Ставится проблема и доказывается ее важность.
Главы 1, 2, 3 и т.д. Приводится решение проблемы. Важно, чтобы читатель из пункта А пришел в пункт Б наиболее кратким и логичным путем.
Книги, текст которых читают не подряд, а выборочно (например, энциклопедии, сборники рецептов и пр.), имеют иную структуру: материалы в них могут располагаться по темам, в алфавитном порядке и т.п.
Заключение Выводы
Приложения Таблицы, пояснения и т.п.
Сноски Если есть
Именные и прочие указатели Если надо
Библиография Перечень книг и статей, использованных в написании вашей работы.
План впоследствии трансформируется в оглавление: оно должно быть информативным, название глав и разделов — говорящими.
Неудачные варианты:
Глава 1 ............................................ 3
Глава 2 ............................................ 5
Глава 3 ............................................ 8
Глава 1. Дамские занятия.................... 3
Глава 2. Тонкие материи..................... 5
Глава 3. Машина заменяет все ............ 8
Глава 1. Основы ................................. 3
Глава 2. Для продвинутых ....................5
Глава 3. Если у вас есть деньги............. 8
Вообще непонятно, о чем идет речь. В двух последних вариантах автор как будто пытался «оживить сухой текст», а в результате только напутал: в оглавлении у него — общие слова и никакой конкретики.
Удачный вариант:
Глава 1. Вышиваем крестиком .................. 3
Глава 2. Вышиваем гладью ........................5
Глава 3. Машинная вышивка ......................8
Все четко и понятно.
Оглавление важно не только для читателей, но и для маркетологов, книгопродавцов и библиотекарей. Если им будет трудно определить, о чем ваша книга, они могут неправильно позиционировать ее.
Следующий этап работы — сбор материалов. Автор пишет краткие тезисы, делает выписки из источников и расставляет все согласно плану. Потом на этой основе создается текст. В некоторых книгах нон-фикшн очень неплохо смотрятся примеры из жизни, байки и анекдоты — в этом случае можно использовать правила написания художественного текста.
Нон-фикшн отличается обилием подзаголовков — чтобы читателю было проще ориентироваться в тексте. Основное правило составления подзаголовков — сразу должно быть понятно, о чем идет речь. Не «Шпаргалки для чайников», а «План и первый черновик нон-фикшн». Иносказания и прочие «красивости» в названиях глав и параграфов — это замечательно, но они не помогают разобраться в структуре книги.
Как избежать сухости в изложении
Отрывок из книги по маркетингу:
В руководстве каждой крупной компании необходимо наличие менеджера по развитию, обладающего знаниями и опытом в таких областях как разработка и внедрение систем управления предприятием, мотивационных схем и внутренних коммуникаций; управление продажами и организация работы отделов продаж; разработка стратегий и реализация планов по продвижению брендов.
Сложно читать, правда?
Когда в тексте используются конкретные образы — «белокурый мальчик шел по улице и улыбался», мы видим перед глазами картинку. Когда читаешь абстракции типа «разработка и внедрение систем управления», то мысленной картинки нет — есть буквы. А если этих абстракций слишком много, то текст воспринимается с трудом. Наш мозг устроен так, что мы запоминаем лишь 20 % того, что услышали, 40 % того, что увидели, и 70 % того, что испытали сами. Мы не можем ни увидеть, ни испытать на себе абстракцию, значит, нам очень сложно ее усвоить.
Так что же делать, когда нам нужно донести большой объем абстрактной информации до читателя? Структурировать текст в таблицы, снабжать его заголовками и пунктами. Тем самым мы создаем уже не текст, а искусственную картинку.
Избегайте абстракций там, где их можно заменить конкретными понятиями и старайтесь не использовать неудобоваримые слова. Многие новички думают, что чем больше в тексте сэйлзменов, франчайзингов и консорциумов, тем весомее он звучит. Это не так — текст пишется для того, чтобы его читали и понимали, а не для того, чтобы тешить самолюбие автора. Но профессиональную терминологию соблюдать, конечно же, надо, и если термин пришел из иностранного языка, тут уж ничего не поделаешь — приходится писать «нон-фикшн».