Ищем издательство
Автор: Эльвира Барякина
Самый простой способ найти издателя — пойти в книжный магазин, выбрать полку, на которой должна стоять ваша книга, внимательно изучить опубликованные произведения и посмотреть, кто их напечатал. Все то же самое можно сделать в любом интернет-магазине: например, на сайтах http://ozon.ru или http://moscowbooks.ru. Еще можно воспользоваться базой данных «Справочника писателя» — там есть функция поиска издательств по темам.
Далее надо внимательно изучить требования к рукописям — они есть на сайтах издательств в разделах «Для авторов». Если никаких особых требований нет, то можно следовать инструкциям, изложенным в разделе "Как опубликовать вашу книгу".
Соблюдение правил игры крайне важно. Многие авторы делают все по-своему: присылают заявку, в которой ничего не разберешь, или вовсе пишут: «В приложении моя книга. Хочу опубликовать». Это показывает, что автор — халтурщик. Если он с самого начала относится к своему делу спустя рукава, то что от него ждать в дальнейшем?
Нередко автор думает: «Я создал хорошую книгу, меня и так заметят». Ничего подобного. Если писатель не потрудился как следует представить свой шедевр, никто даже не посмотрит в его сторону.
Питч
Прежде, чем звонить или писать в издательства, нужно заготовить питч (иногда его называют «тизер»). И pitch, и teaser по-английски означают приманку — привлекательное рекламное объявление. В нашем случае это краткий ответ на вопрос: «Чем интересно данное произведение?» Питч не надо путать с аннотацией. Аннотация — это более развернутое описание книги (хотя питч может быть его составной частью).
Питч используется для того, чтобы привлечь внимание к книге. Например, секретарь издательства спросит, о чем ваша книга. За несколько секунд вам надо заинтересовать его.
В питче обыгрывается самая сильная сторона произведения:
• Тема. Например, «Петр I» — это исторический роман о юных годах царя Петра.
• Авторитет автора. В этом случае кратко описываете свои профессиональные достижения. Например, говорите, что вы всемирно признанный ученый-историк и хотите опубликовать монографию о последних археологических находках в Святой Земле.
• Авторитет другого автора. Пример: «Моя книга понравится ценителям творчества Д. Донцовой».
• Сюжет. В одно-два предложения описываете сюжет своего романа.
Питч потребуется не только вам, но и всем людям, которые будут работать с вашей книгой — от редактора до книгопродавца. Редактор пойдет с ним на редакционный совет — предлагать ваше произведение к изданию. Книгопродавец объяснит покупателю, о чем ваша книга. И даже читатель на основе питча, увиденного на сайте или в каталоге, сможет порекомендовать вашу книгу друзьям.
Питч пишется автором в заявке на публикацию, оттуда перекочевывает во внутреннюю документацию издательства, а оттуда — в торговые каталоги.
Совет:
Постарайтесь сделать все, чтобы уменьшить себестоимость вашей книги. Если бюджет получается большим, то издатель вынужден закладывать высокую розничную цену, а это по нынешним временам чуть ли не гарантия провала в продажах. Редактуру и корректуру запросто можно оставить на совести автора. Кстати, необходимость редактуры (т.е. дополнительных вложений) — одна из самых распространенных причин отказа в публикации.
Ждем вердикта. Переговоры с издательством
Заявка и все сопроводительные документы направляются в издательство либо по электронной, либо по обычной почте. Время рассмотрения может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев. Если вы подозреваете, что ваше письмо потерялось, не стесняйтесь позвонить в издательство.
Всегда спрашивайте редактора, когда с ним связаться, чтобы узнать решение. Вполне вероятно, что несколько раз вам придется повторить процедуру: редакторы — люди крайне занятые и зачастую они физически не укладываются в поставленные сроки.
Начинающие писатели нередко задаются вопросом: стоит ли направлять рукопись сразу в несколько издательств или нужно сначала подождать ответа от одного, а потом уже переходить к следующему? Мое мнение таково: рукопись надо рассылать во все подходящие редакции. Если у вас будет несколько предложений, вы сможете поторговаться насчет цены. Если вы не получите ни одного положительного ответа, вы не потеряете время на напрасное ожидание.
Мертвым сезоном можно назвать время книжных ярмарок — Франкфуртской, Московской международной книжной выставки-ярмарки, «Книги России» и ряда тематических выставок. В это время автору лучше не беспокоить издателей: им все равно некогда, и они отложат прочтение рукописи на после-ярмарочные времена.
Лето — сезон отпусков, майские праздники — сезон шашлыков, Новый год и Рождество — это святое. В издательстве каждая подходящая по жанру рукопись проходит оценку на соответствие следующим критериям:
1) Качество текста:
соблюдены нормы русского литературного языка;
соблюдены принципы композиции, выдержена логика;
текст содержит новую полезную информацию (нон-фикшн) или развлекает читателя (художественная литература).
2) Востребованность. Произведения данного типа должны хорошо продаваться. Если продажи аналогичных книг были плохими или данных просто нет, дистрибьютеры не возьмут новинку. Кстати, именно поэтому издатели так не любят неформат — его очень сложно пристроить в книжные магазины.
3) Необычность. Рукопись должна иметь яркую особенность: тема, точка зрения, способ подачи материала и т.п.
4) Возможность пиара. Речь идет не о плакатах с рекламными роликами, а об интересе прессы к теме книги или к самому автору. Теоретически бестселлером можно сделать любую грамотную книгу (хотя бы на короткий срок), но это потребует огромных вложений, а прибыль принесет копеечную. Хорошо продаются только те книги, о которых пресса сама начинает рассказывать. А для этого нужна какая-то зацепка.
Например:
книги знаменитостей или о знаменитостях,
книги, ставшие бестселлерами за рубежом,
книги о насущных социально-экономических проблемах,
книги, написанные необычными людьми,
книги, разрушающие привычные представления о каком-то явлении и т.п.
Если соблюдаются первые два пункта — «качество» и «востребованность», — книга принимается в печать в общей серии. Если произведение еще и необычно, а автор обладает признаками потенциальной звезды, для раскрутки его книги могут выделить рекламный бюджет.
Но все начинается с переписки выпускающего редактора с писателем. Редактор уведомляет автора о том, что его книга вызвала интерес и они договариваются об условиях сотрудничества.
Советы:
Вступив в переписку с редактором, придерживайтесь следующих правил:
• Никакого панибратства. Тон писем должен быть подчеркнуто деловым.
• Указывайте тему в своих имейлах — так их легче найти в общем потоке.
• Будьте кратки — длинные письма читают последними.
• Проверяйте орфографию и пунктуацию.
• Если вы только-только начали переписку, напоминайте редактору, кто вы и/или по какому поводу обращаетесь. Например:
Добрый день, уважаемая Лариса Ивановна!
27 августа вы просили прислать рукопись моего любовного романа «Розы и слезы». Файл в приложении.
С уважением,
Аделаида Конфоркина