Печать по требованию, самиздат и сетевые публикации

Автор: Эльвира Барякина

 

Если у автора нет возможности или желания издать книгу в обычном порядке, он может рассмотреть следующие варианты: печать по требованию, самиздат и публикация в Сети.

Печать по требованию

Многие западные специалисты предсказывают, что будущее издательского рынка — это электронные книги и печать по требованию (Print-on-Demand, или сокращенно POD). Сегодня типографии, оборудованные соответствующими машинами, способны изготовить экземпляр книги за 15-20 минут. См. видео, показывающее процесс "от" и "до".

Это весьма привлекательный вариант для издательств, которые не работают с крупными тиражами: им не надо содержать склады, а если произведение начнет хорошо продаваться, они тут же допечатают новую партию. Ключевым фактором успеха таких продаж является создание специализированных сайтов и ведение блогов, посвященных определенной тематике или творчеству какого-либо автора.

Предполагается, что с развитием интернета POD будет применяться и крупными издателями для допечатки распроданных произведений. Если человек закажет в Сети книгу, которой нет на складе, то ее тут же сделают и отправят покупателю. То же самое будет происходить и в книжных магазинах. Причем покупателю необязательно будет заказывать книгу целиком, если, допустим, из всего сборника его интересует только одна глава.

Самиздат

В книжной индустрии остро не хватает инвестиций, но инвесторы не торопятся вкладываться в публикацию новых книг, потому что:

а) рынок стагнирует уже который год,
б) рынок перезатарен — ни в одной другой индустрии не создается такое количества товара, непригодного к продаже,
в) в других индустриях можно получить гораздо большую прибыль на количество вложенных средств.

В подобных условиях заниматься самиздатом, то есть открывать новое издательство, — занятие очень рискованное. Обычно история самиздата начинается с того, что автору отказывают все редакции, в которые он обращается. Но бывает и другой вариант: автор искренне верит, что его произведение — эта мега-бестселлер, и ему не хочется делиться будущей прибылью.

Издать книгу несложно. Сейчас в каждом крупном городе существуют фирмы, готовые отпечатать что угодно в любом количестве — лишь бы автор платил деньги. Проблемы начинаются, когда новоиспеченный издатель пытается продать свой товар. До недавнего времени еще можно было договориться, чтобы вашу книгу взяли на реализацию. Сейчас, когда все больше магазинов объединяются в торговые сети с единым управлением, добиться этого значительно труднее. Предприятиям розничной торговли невыгодно связываться с поставщиками, ассортимент которых состоит из одного-двух наименований: расходы на учет и логистику съедят и без того копеечную прибыль, получаемую от продажи самиздата.

Конечно, автор может сказать: «Я собираюсь рекламировать мою книгу! Давайте повесим плакаты — я сам заплачу за них, давайте сделаем выкладку на входе!»

Что скажет директор магазина? «Спасибо, не надо». У него уже висят плакаты текущих бестселлеров, а раскладывать на входе ваши книги — значит не рекламировать то, что гарантированно приносит прибыль. Рисковать потенциальными доходами никто не будет.

То же самое касается интернет-магазинов: им невыгодно связываться с маленьким издательством, и они готовы выставлять у себя самиздат только в одном случае — если получают его от крупных оптовиков.

Однако самиздат не всегда обречен на провал. Например, предприниматель Расуль Ягудин из Уфы вот уже десять лет живет на доходы от самиздата. Но он даже не пытается продавать книги в магазинах. Он загружает их в машину и планомерно объезжает окрестные деревни, где и торгует своими произведениями. Там нет книжных лотков, так что конкуренция отсутствует, и его товар охотно берут: цена без розничной накрутки выходит вполне приемлемая. Если вы готовы быть не только писателем и издателем, но и водителем, продавцом и грузчиком, тогда все может получиться.

На Западе самиздат в сфере нон-фикшн — обычное дело. Но чтобы проект был успешным, это должна быть очень узкая ниша. Книгу рекламируют на специализированных сайтах и там же продают.

С художественной литературой такой номер редко проходит. Исключение — детские и подростковые книги. Детей и подростков не так сложно собрать в одном месте — в садике, в школе, в библиотеке, в театре, и там можно устраивать игровые мероприятия с последующей распродажей. Именно таким способом Кристофер Паолини раскрутил свою знаменитую книгу «Эрагон». Но это потребовало массу времени, сил и нервов.

Так что у авторов, желающих публиковаться за свой счет, есть только два выхода: либо объединяться в ассоциации с единой системой распространения и маркетинга, либо создавать издательство с более-менее значительным ассортиментом и профессиональной командой.

Третий вариант — публиковаться в обычном порядке.

Сетевые публикации

Если вы подумываете о том, чтобы разместить свое произведение в открытом доступе в Сети, предварительно стоит взвесить все «за» и «против».

Беслатная публикация может пойти вам на пользу, если:
• вы хотите получить читательские отклики;
• вы надеетесь таким образом привлечь внимание к себе или своему произведению;
• ваша основная цель — пропаганда идей и/или знаний.

Однако следует помнить, что без дополнительной рекламы читатели смогу обнаружить ваш текст только по ключевым словам в поисковике или по чьей-нибудь рекомендации.

Минусы у бесплатной публикации таковы:

• если основная ценность вашей книги заключается в информации, то, почерпнув ее, люди вряд ли купят бумажную версию;
• текст может уплыть на другие сайты, и если однажды вам захочется удалить его, сделать это будет непросто.

До недавнего времени издатели были однозначно против бесплатной публикации книг в Сети. Однако практика показала, что читательская аудитории в интернете и в «реале» далеко не всегда пересекаются. Более того, временами сетевая слава помогает торговле бумажными книгами — но это касается лишь популярных произведений, на которые люди пишут рецензии.

Если автор все-таки решает опубликоваться в интернете, то ему надо определить, где и как лучше это сделать. Если речь идет о стихах и небольших рассказах, то идеальное место — это блог (сетевой дневник).

Любой блоггер начинает с работы на маленькую аудиторию — родственников и друзей, которых он знаете в реальном мире. Если его произведения нравяться, то люди начинают рекомендовать их друг другу, и со временем блог может обрасти значительным кругом читателей.

Но в сетевом дневнике не имеет смысла выставлять произведения крупной формы. Обычно читатели подписаны на десятки, а то и сотни других блогов и у них не будет ни времени, ни желания вникать в длинные тексты. Блог — это своего рода газета: его листают ради новостей и коротких заметок, а все, что не вписывается в этот формат, автоматически пропускается. Исключения есть, но их мало.

Можно порекомендовать следующие дневниковые сообщества:
Живой Журнал
Живой интернет
@Дневники
Блоги@mail.ru

Вам придется заняться саморекламой — иначе люди не узнают о вашем существовании. Первое, что надо сделать, — это попросить всех знакомых блоггеров разместить ссылку на ваш дневник. Информация в Сети распространяется по принципу сарафанного радио: кто-то дает рекомендацию, люди идут по ссылке и, если блог им нравится, подписываются на новые сообщения. Также весьма полезно участвовать в дискуссиях в популярных сообществах: толковые комментарии тоже могут привлечь много народа. Подробнее о раскрутке блога.

Если вы являетесь автором крупного произведения нон-фикшн, опубликуйте его на своем сайте, только позаботьтесь, чтобы его легко можно было отыскать по ключевым словам. Поисковые фразы должны несколько раз встречаться в тексте на первой странице сайта. Более того, они должны фигурировать в названии сайта. Какие фразы популярны по вашей теме, а какие нет, можно выяснить на сайте http://wordstat.yandex.ru

Художественные произведения следует публиковать в сетевых библиотеках (через агентство http://aapi.ru) и здесь главное — попасть в нужный раздел по жанрам: только тогда вас смогут обнаружить потенциальные читатели.