Что делать, если вам отказали?
Автор: Эльвира Барякина
Почти все авторы, даже самые маститые и знаменитые, хотя бы раз в жизни натыкались на отказ. Это часть писательской работы, так что не надо принимать ее близко к сердцу. Не пытайтесь настаивать, угрожать и требовать встречи с директором. Вы добьетесь только одного: вас занесут в черный список.
У издателей есть опыт, есть данные отдела продаж, и они знают, что они смогут продать оптовикам, а что нет. Иногда случаются накладки, но если издательство слишком часто ошибается в расчетах, то его ждет банкротство. Коль скоро оно держится на плаву не первый год, значит, в его штате работают люди, которые понимают, что делают.
Если вам отказали в одном издательстве, стоит постучаться в другое. Но если вы оформляете заявки по всем правилам, а вашу рукопись отвергают в десятый раз, пожалуй, стоит задуматься о причинах. А причин может быть только три:
а) неформат (данное издательство не публикует литературу такого рода),
б) непрофессиональный редактор или ридер (сотрудник издательства, который отбирает рукописи на первом этапе),
в) невысокое качество рукописи.
На непрофессионального редактора можно наткнуться один, два, три раза, но не десять. Большинство рукописей, приходящих в издательства, откровенно плохо написаны. Идеи могут быть замечательные, сюжет может быть увлекательным, но... если автор не умеет писать, это видно с первых строк заявки:
Так раскрывается миссия романа, проливаясь на читателя радужным светом духа людей, живущих на русской земле.
Мой роман — это моя гневная отповедь на гламур, вот так!
Автор слабой рукописи создает два варианта книги: один в голове, а другой — на бумаге. Он может перечитывать свой текст и недоумевать: «Как они не понимают? Ведь замечательно написано!» Проблема заключается в том, что автор видит не свое произведение, а историю, которая заранее сложилась у него в сознании — с готовыми эмоциями и образами. Текст же не совпадает с этой ментальной картиной и потому вызывает у читателя только скуку.
Типичные претензии отвергнутых авторов с комментариями редактора
— Как вы можете судить о моей книге, если вы ее даже не прочитали? Я только вчера отправил вам рукопись, а вы уже сегодня пишете: «Не подходит».
— Редакторы читают роман точно так же, как большинство покупателей в книжных магазинах — с начала. Если первая страница не заинтересовала, книгу не берут. Не стоит ждать, что кто-то будет корпеть над слабым текстом в 400 страниц в надежде на чудо. Качественную литературу видно сразу, с первой строчки.
— Вы говорите, что у меня есть ошибки: я готов их исправить — только скажите, какие и где. На вашем сайте есть указание, что вы готовы работать с начинающими авторами, так почему вы сразу отвергаете мою книгу? Давайте работать над ней!
— «Начинающий автор» не означает «непрофессиональный». Редакторы не занимаются ни обучением молодых писателей, ни исправлением рукописей. Хотите издаваться — пишите книги, которые мы сможем продать.
— Почему вы берете на себя смелость судить о том, что хорошо, а что плохо в литературе?
— Редакторы берут на себя смелость выбирать, с какой книгой они хотят работать, а с какой нет. Если книга нравится и они верят в ее коммерческий потенциал, значит, будет договор. Если нет — извините.
Вам будет легче пережить отказ, если вы будете помнить, что:
• Любая неудача — это повод чему-то научиться.
• Вы могли попасть в неправильное место в неправильное время. Иногда редактор женится, разводится, болеет и т.п. Ему не до заявок и он отказывает всем, чтобы побыстрее разделаться с работой.
• Вам могут отказать, потому что вы написали нечто уникальное, и редактор не посмел взять на себя риск.
• Офисные склоки тоже влияют на публикацию книги. Рукопись могут отвергнуть, так как главред сердит на вашего выпускающего. Или вредный коллега может выступить против вашей заявки на редакционном совете: он в глаза ее не видел — ему просто хочется насолить вашему редактору.
• Вам отказали, потому что именно в данный момент вы не вписываетесь в бюджет издательства. Если денег на публикацию нет, то с этим ничего нельзя поделать.
• Вам отказали, потому что вы случайно наступили на больную мозоль. Например, прислали книгу о бойцовских собаках редактору, которого только что укусил бультерьер.
• Банальное несовпадение во вкусах тоже имеет значение.